Очевидно этот расчет является приближенным, и он может быть применим к мосту бесконечной протяженности в направлении линии EF. Можно считать достоверным, что в данном случае распределение реакций от боковых зон, прилегающих к отверстию, будет аналогичным тому, что получается для балки на упругих опорах (причем две балки EFEiFi и GHG\Hi ( XI.39) взаимно связаны посредством плиты EFGH, которая может рассматриваться как упругая опора).
Нам кажется, что для расчета моста можно принять в качестве расчетной величины распора суммарное сопротивление растяжению среднего участка плиты между двумя поперечными балками и больше половины величины сопротивления прилегающих частей- плиты, как это изображено на XI.40.
Подобный прием (приспособленный для несимметричного случая) приводит к необходимости принять для определения сопротивления участок перекрытия между линиями IJ и FH, причем линия IJ симметрична в смысле загружения по отношению свободного края FH. Площадь поверхности этой части перекрытия (IJAD + FHBCy за вычетом отверстия) равна 2 400 см2. Приняв величину предела прочности на растяжение равным 38 кг/см2, будем иметь усилие равным: 2400 38 + /,. = 91+27= 118 т (или несколько больше, если учесть площадь сечения поперечных балок).
Во всяком случае величина возникшего усилия значительно превышает разрушающее усилие предварительного напряжения и, следовательно, разрушающие моменты могут достигнуть величин, значительно превышающих вычисленные ранее.
В отношении направления по оси у можно отметить, что при дан- ном испытании плита в целом на ширине = 4,75 м работает подобно затяжке. Принимая в расчет только плиту (иначе говоря, не учитывая сечения балок) и принимая за предел прочности на растяжение: 25 кг!см2 (предварительное напряжение) +23 кг/см2 (собственное сопротивление бетона) =48 кг!см2, получаем величину усилия, которым можно располагать, равную 4758 -48= 183 т.
Конечно, в данном случае распор рассматривается только как возможный, он может быть использован только до величины предела прочности на сжатие звеньев «шарнирной цепи» самих по себе.
Эта величина на этот раз значительно превышает ту, которая получена из наблюдений, и мы полагаем, что это происходит по двум основным причинам: во-первых, потому, что следует считать чересчур благоприятным предположение о том, что силовые лучи звена «шарнирной цепи» по направлению оси х проходят через линию KL и создают равномерно распределенный распор, во-вторых, потому, что не была принята во внимание осадка в центре плиты, происшедшая под точкой приложения нагрузки, которая вызывает уменьшение наклона оси звеньев «шарнирной цепи». Последовательность явлений, начиная со стадии упругого состояния, нам представляется приблизительно в следующем виде.
1. В конце фазы упругих деформаций — возникновение усилий распора (§ 4). Эти усилия по направлению оси х берут свое начало на стороне 2v площадки загружения и передаются на длинные стороны опоры посредством звеньев «шарнирной цепи», в результате образования трещин на нижней поверхности во всю длину конструкции, которая служит затяжкой для этой «шарнирной цепи». В определенный момент должны возникнуть в направлении оси у «шарнирные цепи», беря начало на стороне 2и прямоугольника загружения и примыкая к коротким сторонам плиты. В этой фазе «шарнирные цепи» х и «шарнирные цепи» у образуют два отчетливых пучка без их пересечения. Отсюда вытекает, что «шарнирные цепи» должны быть прямолинейными в вертикальной плоскости, в которой они находятся. Поэтому, если обозначить через Fx и Fy передаваемые на единицу длины «шарнирных цепей» х и у усилия и через ри ру—их радиусы кривизны, то можно получить.
2. Сжатие «шарнирных цепей» в направлении оси х, полностью проходящих на участке шириной 2у, увеличивает высоту слоя сжатого бетона, что возможно в результате деформаций «шарнирных цепей», которые стремятся, как об этом говорилось, к закрытию трещины. Когда бетон по всей своей толще оказывается сжатым до предела, распор на этом участке 2v не может более увеличиваться, то в результате этого может произойти обрушение. Однако прилегающие части перекрытия (KL на XI.41) оказывают сопротивление этому обрушению и подвергаются сильному сжатию.
3. Если величина воспринятого на длинной стороне распора равняется 127 000 кг, то остается воспринять по короткой стороне 127 000— 88 000 = 39 000 кг. Эта часть распора должна быть распределена по длине.